По статистике, успешные стартапы как раз в кризис и открываются, но в то же время именно в этот период и проверяется эффективность и успешность уже запущенных.
Кризисом можно считать что угодно:
падение стоимости национальной валюты;
снижение доходов населения;
снижение покупательской способности населения;
ограничительные мероприятия, связанные с коронавирусной инфекцией;
стихийные бедствия в вашем регионе;
и мн. др.
Кризис — это условия, при которых бизнесу нужно что-то кардинально менять в своей деятельности, чтобы «остаться на плаву», не обанкротиться и пойти в прибыль, а стартапу или новому бизнесу необходимо принести что-то новое и интересное для успешного развития в новых условиях.
Последний кризис начался с приходом коронавируса и в той или иной мере продолжается до сих пор. Некоторые компании не пережили кризис, другие адаптировались и успешно работают, а третьи увидели новые бизнес-модели, реализовали их и выросли многократно в новых непростых условиях. Вывод один: в кризис не нужно опускать руки, а нужно искать возможности и новые решения.
Стартапы в кризис
Любой бизнес в нормальное время требует какого-то анализа, расчетов, вложений средств и понимания. А в кризис любые стартапы требуют еще большего внимания. Потому что помимо основных рисков, присутствующих в нормальное время, добавляются еще условия, которые диктует сам кризис. Поэтому не нужно бежать реализовывать первую попавшуюся идею, все тщательно не обдумав.
Допустим у вас возникла идея выпускать собственные дизайнерские женские сумки из кожи. В нормальных условиях, которые были до прихода Ковид-19, вы скорее всего пошли бы по такому алгоритму:
разработали бы несколько дизайнерских сумок;
нашли средства на закупку станков и материала;
наладили бы производство;
организовали бы бутик или шоурум в центре города;
провели какую-то рекламную компанию и начали бы производить и торговать.
Если в ковидный год пойдете по такому же сценарию, то в момент повсеместного карантина, когда людям не дают возможности свободно выходить из дома, ваш бутик или шоурум останутся без покупателей и не будут приносить доход, при этом за кредит, аренду, зарплату сотрудникам платить надо. Вывод: по классической схеме работать в кризис потенциально опасно.
Но если вы вместо бутика организуете полноценный интернет-магазин, позаботитесь о доставке по городу, в другие города и страны, то есть переориентируете свой бизнес онлайн, будет ли вам страшен карантин? Тем более что службы доставки работают и в карантинных условиях. В этом случае карантин вам будет нипочем и есть шанс, что ваш стартап будет расти и в условиях кризиса. Но об этом нужно позаботиться заранее, все обдумав и проанализировав.
Примерно с таким же подходом открываются любые стартапы в кризис. Прежде чем что-то начать, нужно взглянуть на свой стартап глазами своего потенциального клиента, чтобы понять:
нужен ли ваш товар или услуга именно сейчас;
удобно ли будет покупать или заказывать вашу услугу или товар в условиях кризиса.
Тренды последнего кризиса
Влияние ковидного кризиса ощущается до сих пор. Очень сложно прогнозировать, когда это все закончится. Но с другой стороны, если вы планируете организовать какие-то стартапы в этот кризис, то вам нужно взять во внимание тренды и тенденции, которые принес в наш мир Ковид:
Дистанция. Карантинная дистанция настолько плотно вошла в нашу жизнь, что это стало трендом, который обязательно отразится на бизнесе в будущем. Все мы стали свидетелями как вырос спрос на услуги сервисов по доставке еды и напитков в период карантина. При этом после карантина, спрос на доставку немного «просел», но все равно закрепился на высоких позициях. Причем доставляют сейчас не только еду и напитки. Поэтому можно предположить, что «дистанция» останется в тренде и вполне себе могут «взлететь» в этот кризис стартапы по оказанию других услуг дистанционно: экскурсии, совместные посиделки, времяпрепровождение с друзьями и другие дистанционные развлечения. Благо, технологии позволяют это сделать.
Следить за здоровьем. Следить за своим здоровьем стало модной тенденцией. Вдруг все осознали что нужно периодически проверять свой организм, следить за весом и питанием и др. А это значит, что тренд по быстрой диагностике здоровья, по наличию дезинфицирующих средств и необходимых устройств при массовом скоплении людей и т. д. сохранится еще надолго. Стартапы по тематике сохранения здоровья имеют шансы обрести успех, даже в кризис. Потому что на своем здоровье люди вряд ли будут экономить.
Дистанционное обучение. Тотальный карантин показал, что большинству компаний трудно было организовать дистанционную работу не из-за технических препятствий, а потому что сами сотрудники не обучены такой системе. Поэтому начался процесс переобучения сотрудников, а как это делать? Дистанционно, потому что все остальные варианты были под запретом. Кризис немного стих, а спрос на дистанционное обучение остался, потому что многие решили «на всякий случай» подстраховаться и приобрести профессию или навыки для дистанционной работы. Стартапы в кризис в сфере дистанционного обучения будут иметь успех.
Безопасность данных. Кризис заставил многих уйти в онлайн, но эти «многие» не все были готовы к такому повороту событий, поэтому возрос спрос на услуги адаптации к работе онлайн, но еще больше на услуги по защите данных. В оффлайн компании знали как защищаться — хранили ценную информацию в банках или сейфах с вооруженной охраной, а как сохранить конфиденциальность и безопасность данный онлайн — знают немногие.
Эти и другие тенденции, появившиеся с последним кризисом, привлекут за собой новые стартапы, которые «уловят» новые идеи и начнут внедрять их в жизнь. Основная масса новых идей будет крутиться вокруг интернета, людей и сервиса для людей. Поэтому не нужно ждать окончания кризиса, а нужно уже сейчас «ловить волну» и запускать свои стартапы.
Заключение
Вы наверное ожидали прочитать что-то наподобие «10 шагов как запустить стартапы в кризис и не остаться банкротом» и перечисление этих шагов. Но это было бы неправильно, потому что на реализацию любого стартапа влияет очень много факторов и одна и та же идея, но в разных «руках» и в разной местности может повести себя по-разному.
Например, идея доставки продуктов из магазина. Да, в крупных городах этой сферой занимаются многие крупные фирмы и магазины, но вполне вероятно, что в небольшом городе такой услуги может не оказаться, и ее реализация в рамках этого города может быть очень успешной. Это же касается и онлайн-аптек, маркетинговых агентств, рекрутинговых агентств, организации дистанционных мероприятий, онлайн-школ, школ переквалификации на удаленную работу, готовки домашней еды и выпечки и мн. др.
Абсолютно в любой кризис стартапы будут успешными в том случае, если они решают проблемы и покрывают горящие потребности большинства людей.
Другое