С чем у вас ассоциируется слово «инженер»? У многих — с циркулем и бумагой. Инженер что-то чертит и придумывает, а самое главное — у него небольшая зарплата. Не будем ни подтверждать, ни опровергать эти доводы. А с чем ассоциируется словосочетание «сервисный инженер»? Как ни странно, но многие слышали об этой профессии, однако чем занимается сервисный инженер — не знают. В этот статье расставим все точки над «i».
Сервисный инженер — это специалист широкого профиля. Если очень упростить, то он специалист по установке, настройке, поиску неисправностей и ремонту разной техники. Почему разной? Потому что в зависимости от того, где он будет работать, с той техникой он и должен быть знаком. Это может быть:
- высокотехнологичная техника: компьютеры, телевизоры, телефоны, ноутбуки, фотоаппараты и т. д.
- транспортная техника: автомобили, самолеты, вертолеты, мопеды, тракторы и т. д.
- промышленная техника: станки, оборудование, механизмы и т. д.
- и др.
Сервисный инженер — это комплексный, интересный, востребованный работник на любом предприятии. Он должен хорошо разбираться в обслуживаемой технике, а также в компьютерных программах, если они на ней используются. Это «рабочая» профессия, в которой нужно работать не только головой, будучи одетым в белую рубашку, но и уметь засучить рукава и работать «руками». Поэтому специалист по сервису должен обладать техническими знаниями в выбранной специализации и обязательно быть готовым применять их на практике. Если нужен монтаж — монтирует. Если есть необходимость обновить программное обеспечение — обновляет. Если нужно удаленно корректировать работоспособность программы или механизма — корректирует.
Профессию сервисного инженера или инженера по сервису, как ее еще называют, можно встретить везде.
Сервисный инженер: обязанности
Чуть ниже мы приведем перечень того, чем в общем должен заниматься сервисный инженер. Но нужно понимать, что в зависимости от места его работы и его специализации данный перечень может меняться. Поэтому если вы хотите устроиться по этой профессии работать, то нужно запросить у компании, куда вы хотите устроиться, специальный документ — должностные инструкции сервисного инженера, где будет точно прописано, что нужно будет делать по данной профессии в конкретной фирме. Потому что может возникнуть такая ситуация, когда вы вроде знаете, чем должен заниматься сервисный инженер, но в конкретной компании обязанности будут несколько другими. И для того чтобы вы понимали, справитесь ли вы с будущими обязанностями, — о них нужно знать заранее, как минимум для того, чтобы успеть адаптироваться и подготовиться, возможно, даже переучиться или просто обучиться.
Общие обязанности сервисного инженера:
- Проводить необходимый ремонт оборудования по заявкам клиентов, сотрудников, начальства.
- Проводить плановый ремонт оборудования.
- Заказывать необходимые для ремонтных работ запчасти.
- Уметь анализировать и устранять причины неполадок программного обеспечения, оборудования, механизмов.
- Уметь документировать проделанную или необходимую ремонтную работу.
- Соблюдать внутренний распорядок и принципы компании.
- Знать досконально вверенное ему в ответственность оборудование и нести ответственность за его работоспособность.
Нужно также помнить, что любое несоблюдение своих должностных инструкций может привести к ответственности, предусмотренной той же должностной инструкцией или иными кодексами компании, куда вы устраиваетесь на работу. Ответственность может быть от дисциплинарной и вплоть до увольнения в зависимости от допущенного нарушения.
Сервисный инженер: необходимые знания и навыки
Мы уже говорили, что сервисный инженер — это человек-оркестр, который должен уметь многое. В первую очередь он должен качественно выполнять свои обязанности. Для этого человек данной профессии должен:
- быть обладателем широких специализированных знаний, для этого сервисный инженер должен постоянно повышать собственную квалификацию и обучаться всеми доступными методами;
- ориентироваться в деятельности предприятия, где он собирается или работает сервисным инженером;
- производить ремонт согласно имеющимся правилам техобслуживания, для этого сервисный инженер должен разбираться в особенностях и характеристиках обслуживаемого оборудования;
- разбираться в необходимой документации: писать, читать, анализировать, заполнять, отправлять, подготавливать отчеты, вести журналы и т. п.;
- быть коммуникабельным, упорным, ответственным, стрессоустойчивым, инициативным, образованным, иметь широкий кругозор и т. п.;
- обладать следующими личностными качествами: аналитический склад ума, интуиция, внимательность, коммуникабельность и т. п.
Как правило, для трудоустройства по данной специальности требуют наличие профильного образования: средне-специального или высшего. Эти моменты обязательно нужно уточнять у потенциального работодателя. Если у вас нет профильного диплома, но вы понимаете, что обладаете необходимыми данными, то не стоит «опускать руки», нужно все равно пытаться устроиться, даже если вам придется доказывать свой опыт и навыки. Обычно к наличию дипломов более требовательны большие промышленные компании, где под ответственностью сервисного инженера будут промышленные станки, машины, роботы, автомобили и т. д. В более «мелких» организациях, например, в супермаркетах, где под ответственностью сервисного инженера будет только сеть из компьютеров, кассовых аппаратов и, возможно, камер видеонаблюдения, как правило, не требуют наличия профильного диплома — будет достаточно только опыта и навыков.
В любом случае, чтобы стать востребованным сервисным инженером, нужно постоянно обучаться и повышать квалификацию: посещать курсы, тренинги, мастер-классы и т. п., ну и не забывать читать книги, профильные блоги и статьи.
Сервисный инженер: работа
Мы уже говорили, что специалиста по сервису можно встретить практически везде, потому что то, чем занимается сервисный инженер, востребовано во многих профессиональных и промышленных сферах. Можно выделить несколько популярных мест работы.
Топ-6 мест, где работает сервисный инженер:
- Сервисный центр по обслуживанию специализированного оборудования.
- Техцентр по ремонту специализированного оборудования: компьютеры, ноутбуки, телефоны и т. д.
- Сервис, где проводят информационное технологическое сопровождение.
- Специализированный магазин бытовой и специальной техники.
- Официальный представитель определенной марки техники.
- Супермаркеты, маркеты, торговые павильоны и т. д.
От места работы и квалификации сервисного менеджера зависит его зарплата. Вообще, зарплаты сервисных инженеров средние и выше средних по России.
Сервисный инженер: зарплата
В открытых источниках в сети есть данные по зарплате профессии «сервисный инженер» в России. Естественно, размер оплаты труда зависит от многих факторов, например:
- от квалификации конкретного профессионала;
- от сферы работы специалиста;
- от региона и места жительство специалиста;
- и др.
Итак, в открытых источниках можно найти следующую информацию по зарплате и вакансиям сервисного инженера в России по данным за первую половину 2021 года:
- Средняя зарплата по стране — 56 000;
- Минимальная зарплата зафиксирована в регионах — 32 800;
- Максимальная зарплата зафиксирована в Москве — 412 200;
- Максимальное количество открытых вакансий по словосочетанию «инженер по сервису» — 4259;
- Максимум открытых вакансий по сочетанию слов «сервисный инженер» — 2557;
- Максимальное количество открытых вакансий по словосочетанию «инженер технической поддержки» — 180.
- Хочется заметить, что все три словосочетания в принципе означают одну и ту же профессию.
Заключение
Сервисный инженер — это профессия, в которую можно «войти» с других смежных профессий. Поэтому если вы справляетесь с многозадачностью и хотите найти что-то новое, то почему бы себя в ней не попробовать? Тем более что вы уже знаете, кто такой сервисный инженер. Чем занимается сервисный инженер — тоже знаете. Вакансий достаточно, оплата достойная, поэтому дело только за вами.
Другое