Soft Skills — это навыки, не касающиеся профессиональной компетенции специалиста. Они помогают выстраивать взаимоотношения с окружающим коллективом, а также справляться с задачами, не связанными с профессиональной деятельностью. Примеры Soft Skill мы рассмотрим чуть ниже в статье. Soft Skills идут рядом с Hard Skills. Так как оба понятия — это две части современной модели «истинной профессиональности» специалиста.
Hard Skills — это навыки, касающиеся профессиональной деятельности, которые используются для решения поставленных работодателем профессиональных задач.
Разработчик вы или не разработчик — не важно. В любой сфере деятельности вам потребуются обе части компетенции. Для того чтобы быть успешным на работе, нужно не только быть профессионалом своего дела, но и уметь находить общий язык с работодателем, коллегами и клиентами. Поэтому наличие Soft Skills — это важно для современного специалиста. Хотя каких-то лет 20 назад на это мало кто обращал внимание.
Примеры Soft Skills
Примеры Soft Skills можно приводить без остановки, но мы выделили несколько самых важных, которые нужно иметь ввиду.
Коммуникация
Это важный навык, при помощи которого происходит передача информации между:
вами и коллегами;
вами и руководителем;
вами и клиентами;
вами и окружающими вас людьми в нерабочее время.
Коммуникация способствует:
расширению списка контактов,
решению задач, не связанных с профессией,
наличию «здорового духа» в команде,
качественному обмену информацией,
и др.
Под коммуникацией подразумевается:
общение в быту;
деловое общение;
ораторские способности.
Критическое мышление
Это взвешенная переработка и потребление любой информации. Информация вокруг нас исходит в постоянном потоке. Ее все время нужно фильтровать, чтобы не «потеряться» и не попасть под средства манипуляции. Это навык помогает:
развивать логику и наблюдение,
анализировать поступающую информацию,
искать взаимосвязь в поступившей информации,
рационально относиться к поиску фактов, подтверждающих информацию,
принимать максимально «правильные» решения и уметь их твердо аргументировать.
Клиентоориентированность
Этот навык включает в себя:
определение потребности своего клиента;
определение желаний своего клиента;
удовлетворение потребностей и желаний клиента, связанных с вашей профессиональной деятельностью;
повышение лояльности клиента.
Клиентоориентированность — это важный навык, который помогает качественно конкурировать в вашей деятельности.
Управление проектами
Если ваша сфера — это IT-разработка, то ваши проекты — это разработка программ, приложений, игр и т. д. Ну а вообще, проекты есть в любой сфере деятельности:
строительство дома;
проектирование ландшафта;
разработка модели платья;
организация экскурсий;
и др.
Как правило, вокруг любых проектов работает какое-то количество людей. Управленец проектом — это центр, вокруг которого постоянно происходят какие-то действия и возникают проблемы, требующие решений. У управленца есть собственные инструменты для взаимодействия с окружающими его людьми и принятия решений. Он должен делать все, чтобы проект получился удачным.
Ненасильственное общение
Под этим навыком подразумевается общение с другими людьми, когда вы способны понятным образом донести нужную информацию до оппонента, подкрепляя ее аргументами и фактами, которые сложно оспорить. Главный критерий такого общения — это отсутствие конфликтов и принуждения к нужным вам действиям путем применения власти или инструментов манипулирования.
Такой навык поможет договориться обо всем с коллегами и даже с руководством.
Принимать решения
Этот навык подразумевает поиск и принятие лучшего решения из возможных в любой сложившейся ситуации. Он поможет быстро и максимально эффективно добиться поставленной цели как на работе, так и в быту.
Принятие ответственности
Когда что-то пошло не так, у вас есть два выхода:
жаловаться, как все плохо и какой вы несчастный работник;
принять меры по устранению проблемы, взяв ответственность за возникшую ситуацию на себя.
Чаще берите на себя ответственность и сами начнете замечать, что со временем вам «станут по плечу» более трудные ситуации, за которые раньше вы бы не взялись. Принятие ответственности — это преодоление трудностей вашими собственными силами и решениями.
Эмоциональный интеллект
Данный навык подразумевает:
«считывание» эмоций и мотивов к действиям у других людей и у себя,
взаимодействие и работу с «полученной информацией» при «считывании».
Он помогает улучшить собственную результативность и коммуникацию в коллективе, так как вы будете «понимать» окружающих вас людей на уровне эмоций.
Обучаемость
Обучаемость подразумевает вашу предрасположенность к поиску и внедрению новой информации в вашу деятельность, чтобы более современными методами решать поставленные задачи. Важно не просто «собирать» какую-то информацию, а делать это из качественных источников и сразу внедрять ее в собственную практику.
Многие современные профессии находятся в постоянной динамике, и нужно постоянно улучшать свои профессиональные качества, а для этого необходимо постоянно обучаться. Поэтому обучаемость — это один из самых важных навыков Soft Skills.
Готовность к неопределенности
Есть 4 критерия, которые описывают наш современный мир:
Нестабильность.
Неопределенность.
Сложность.
Неоднозначность.
Готовность к неопределенности подразумевает, что вы умеете быстро реагировать на все сложившееся изменения в вашей деятельности, даже если все уже было оговорено несколько раз. Адаптация и гибкость помогут вам быть востребованным специалистом в своей трудовой деятельности.
Экологичность в мышлении
Экологичность в мышлении — это осознанное отношение ко всему происходящему вокруг вас без желания нанести вред окружающим или себе. То есть это позитив, ответственность и принятие окружающего мира таким, какой он есть.
Данный навык помогает не стрессовать по пустякам и не раздувать небольшие проблемы, а просто мыслить позитивно и решать возникающие проблемы во благо себе и окружающим.
Soft Skills примеры: дополнительная информация
На этом примеры Soft Skills не заканчиваются, их очень много. Настолько много, что для них придумана специальная градация по группам, например:
Коммуникативная.
Группа социальных навыков.
Саморегулирования.
Управленческая.
Исследовательская.
Современная организация трудовой деятельности людей не дает гарантии, что за конкретным специалистом сохранится трудовое место на долгое время. Во многих трудовых сферах постоянно меняются требования, форматы работы, спрос на продукцию и т. д. А наличие Soft Skills дает большую вероятность, что работник справится и сможет адаптироваться под новую сложившуюся ситуацию в компании.
Последний пример — это коронавирусная пандемия, когда многим компаниям срочно пришлось адаптироваться под удаленную работу, при этом не потерять показатели производительности. Стресс был для всех, но те, кто были более «гибкими» или, по-другому сказать, с «прокачанными» Soft Skills, совершили этот «шаг адаптации» быстро и безболезненно.
Кому нужны софт скиллс компетенции?
Мы всю статью несем одну простую мысль — софт скиллс компетенции нужны всем. Их наличие — это усиление вашей личной конкурентоспособности на трудовом рынке.
Во многих западных компаниях при интервьюировании на работу специально больше внимания уделяют Soft Skills, чем Hard Skills. Они объясняют это просто. Если у соискателя недостаточно профессиональных навыков — это легко можно поправить путем качественного наставничества и обучения. Но если у человека нет способностей «общаться», брать на себя ответственность, адаптироваться к непредсказуемым ситуациям и нет желания обучаться, то это очень сложно исправить, даже если с профессиональной точки зрения это будет «подкованный» специалист.
В этом есть доля правды. Потому что профессиональные качества можно сформировать за небольшой промежуток времени, то есть обучиться можно всему. Но если нет желания учиться, то как тогда повысить профессиональные качества?

Другое