Другое

Как работает распознавание речи: главные методы и лучшие движки

Lorem ipsum dolor

Распознавание речи очень плотно вошло в нашу жизнь. Кого сейчас удивишь голосовым управлением в машине или в доме? А «общаться» с голосовым помощником в смартфоне — это вообще норма. Голосовые помощники призваны помогать людям и делать их жизнь комфортней. Они прекрасно справляются с этой задачей.

 

Распознавание речи по своей сути

Распознавание речи — это способ переделать человеческую речь в текст. Данные способы могут работать в автономном режиме, а могут учиться по произношению конкретного человека.

Распознавание речи включает в себя распознавание голоса. Распознавание голоса иногда применяют в качестве идентификации человека, чтобы оградить доступ к данным от несанкционированного вмешательства. При таком подходе система сравнивает голос говорящего человека с имеющимся в базе «номиналом».

 

Как работают алгоритмы распознавания речи

На секунду представьте, какими свойствами должна обладать программа, чтобы трансформировать речь в текст или в программный код для собственного понимания? Это настолько сложный процесс, что простыми словами в рамках повествовательной статьи не объяснить. 

Допустим, вы говорите голосовому помощнику в телефоне: «Николай Васильевич» он не слышит речь так, как слышим ее мы своим ухом. Для него это просто некий звуковой сигнал. И чтобы произошел разбор звукового сигнала и система смогла идентифицировать его как произнесенную человеком фразу, этот сигнал проходит следующие этапы:

  • происходит запись звукового сигнала;

  • искусственный интеллект анализирует записанный звук, деля его на небольшие фрагменты;

  • после этого ИИ проводит анализ с собственными звуковыми шаблонами, чтобы установить сходства «небольших фрагментов» со звуками, слогами или целыми словами;

  • все распознанные слова образуют порядок, а не распознанные вставляются по контексту;

  • распознанные и не распознанные слова объединяются в единое целое, и выдается текст, полученный из речи.

Вышеописанный алгоритм используется в современном распознавании речи. На заре распознавания он был немного проще: полученная человеческая речь просто сравнивалась с имеющимися шаблонами. Но готовых шаблонов ужасно не хватало для точной идентификации речи, поэтому первые программы очень часто допускали ошибки.

Но технологии не стоят на месте и очень быстро развиваются, искусственный интеллект в том числе. Поэтому на данный момент больше благодаря обучаемости нейросетей точность распознавания речи очень хорошо выросла. Алгоритмы распознавания речи уже не просто сравнивают записанную речь с шаблонами, а могут:

  • распознавать закономерную последовательность слов в человеческой речи;

  • различать структуру языка;

  • вырабатывать языковую модель;

  • распознавать три базовые эмоции в человеческой речи: негативная, нейтральная, позитивная;

  • распознавать пол и примерный возраст человека по его голосу.

Суть современного распознавания речи сводится к тому, что каждый новый обработанный «кусочек речи» улучшает общее качество последующей обработки голоса, уменьшая уровень ошибок.

 

Где применяют распознавание речи

Распознавание речи сейчас можно встретить там, где раньше это считалось невозможным. Поэтому его можно встретить во многих сферах человеческой деятельности:

  1. Телефонные технологии. Это и голосовой помощник в смартфоне, и «умные» автоответчики, готовые прийти на помощь своим клиентам, чтобы оформить заказ или уточнить адрес доставки.

  2. В быту. Уже давно есть возможность управлять голосом бытовой техникой, да и целыми домами в системах «умный дом».

  3. Автомобилестроение. «Умные» автомобили тоже постепенно входят в обиход. Разговаривать со своим автомобилем — это нормально.

  4. Медицина. Буквально в 2020-м году был презентован «робот-медбрат» на основе искусственного интеллекта, который заполняет необходимые документы и записывает то, что диктует врач при осмотре пациента.

 

Роль распознавания речи в бизнесе

Первым, кто стал активно пользоваться распознаванием речи,стал бизнес, особенно такое его направление, как обслуживание клиентов. В последнее время очень часто применяют распознавание речи в качестве помощников живым операторам. Такой «оператор» способен облегчить труд живым операторам, взяв однообразный и нудный разговор на себя. 

Роботов ставят на многие позиции, где можно автоматизировать процесс, чтобы люди могли выполнять только самую сложную работу, на которую роботы пока не способны. Поэтому очень часто можно встретить тандем, когда робот принимает звонок, задает несколько наводящих вопросов и переводит звонок на соответствующего специалиста.

 

Заключение

Распознавание речи существенно упрощает многие повседневные задачи человека, а также расширяет круг возможностей при взаимодействии с разными устройствами. На сегодняшний день люди уже применяют распознавание речи в разных сферах. И это применение будет только расширяться.

Схожие статьи

Информационные технологии в киноиндустрии и насколько они ее изменили
Другое

Информационные технологии в киноиндустрии и насколько они ее изменили

Git для профессионального программиста 2016: скачать или читать книгу онлайн
Другое

Git для профессионального программиста 2016: скачать или читать книгу онлайн

SAS MA: что это такое и как с его помощью автоматизировать процессы?
Другое

SAS MA: что это такое и как с его помощью автоматизировать процессы?

Как понять, что пора менять работу, и стоит ли делать это сразу?
Другое

Как понять, что пора менять работу, и стоит ли делать это сразу?