Другое

Как написать Lua скрипты и где они используются? Подробный обзор

Lorem ipsum dolor

Lua-скрипты пишутся на языке программирования Lua, что очень даже естественно. Lua это интерпретируемый скриптовой язык родом из Бразилии. Год его рождения — 1993-й год. С тех пор он постоянно развивается и расширяет свои возможности. Lua — это язык свободного распространения. По своей функциональности он ближе к JavaScript, но по некоторым компетентным мнениям он более гибкий, чем JS.

 

Скрипты Lua

Скрипты Lua не имеют собственной функции, с которой бы начиналось их выполнение. Это просто список заданных инструкций, которые выполняются по порядку, стартуя с первой.

Скрипты Луа могут быть:

  • простыми и содержать в себе всего одну команду;
  • сложными и содержать в себе десятки, сотни и даже тысячи разных команд.

Все, что разделяет команды между собой, — это символ «;», и то это, скорее, рекомендация, а не предписание. Поэтому команды могут ничем не разделяться.

 

Переменные в скриптах Lua

Скриптинг Lua приспособлен к работе с переменными. Эти переменные можно именовать, используя:

  • латинские символы;
  • разнообразную комбинацию цифр;
  • «нижнее подчеркивание».

Есть 4 требования при наименовании переменных:

  1. Переменные не должны начинаться с цифры.
  2. Регистр имеет значение! К примеру: «xyz», «XYZ» и «Xyz» это разные имена переменных.
  3. Нельзя использовать зарезервированные языком имена.
  4. Нельзя использовать имена, которые начинаются с «нижнего подчеркивания», а продолжаются заглавными буквами. Например: «_XYZ».

Все переменные, как и в любом другом языке, делятся на 2 основных типа и могут быть:

  1. Глобальными. Такая переменная будет функционировать до того времени, пока будет функционировать сама среда, где исполняются скрипты Луа. И такая переменная будет доступна каждой функции Lua в рамках единой среды, где существует сама переменная.
  2. Локальными. Всегда, когда созданная переменная не объявляется «локальной», она будет обозначаться «глобальной». Обозначить переменную локальной возможно, используя слово «local». Например: «local x = 7», где мы создаем локальную переменную «х» и приравниваем ее значение к «7». Локальные переменные видны только в рамках блока, где объявлены. Такими «рамками» могут служить функция или конструкции со словами else, for, while и др.

Важная особенность при работе с переменными: в Lua взаимодействие с локальными переменными осуществляется эффективнее, чем с глобальными. Примите это к сведению, когда нужно «бороться» за производительность.

 

Какую типизацию данных воспринимают скрипты Луа

Сам по себе язык Lua воспринимает следующую типизацию данных:

  1. «nil» (пустое значение);
  2. «boolean» (логика);
  3. «number» (числа);
  4. «string» (строка);
  5. «function» (работа с функциями);
  6. «userdata» (информация о пользователях);
  7. «thread» (работа с потоками);
  8. «table» (работа с таблицами).

Любая переменная готова использовать любой из перечисленных типов — это определяет динамическая типизация языка Lua.

 

Комментарии в скриптах Lua

Комментарии в скриптах Lua могут быть:

  1. Однострочными. Этот вид комментариев определяется 2-мя «минусами»: «- -». Такой комментарий длится, пока не окончится строка. Например: «local x = 5 - - комментарий в одну строку».
  2. Многострочными. Этот вид комментариев обозначается «двумя минусам», но при этом само тело комментария должно быть заключено в двойные квадратные скобки. Например: «local x = 5 - -[[ комментарий в несколько строк]]».

 

Где используются скрипты Lua

Скриптинг Lua не так распространен, как JavaScript, но все равно за долгие годы существования этого языка он нашел последователей и занял свое место. Скрипты Lua применяются в проектах из разных сфер, некоторые из них довольно известные. Например:

  1. В компьютерных видеоиграх, таких как: «Crysis», «Far Cry», «Diablo 3», «STALKER» и др.
  2. В серверной части ММО-игр, таких как: «World of Warcraft», «Аллоды Online» и др.
  3. В графических программах, таких как: «Adobe Photoshop Lightroom» и др.
  4. В движках для игр, например, в «Instead».
  5. В GUI-разработке приложений.
  6. И др.

 

Заключение

Отметим несколько достоинств скриптов Луа:

  1. Скрипты Lua выглядят очень компактными и просто на отлично взаимодействуют с языком программирования С. А это значит, что с этой «парочкой» можно свернуть горы программирования.
  2. Скрипты Луа очень «быстры». По своей скорости они легко конкурируют с Python, C и JavaScript.
  3. Скрипты Lua писать несложно. Сам Луа достаточно простой язык, и около 80% языка вы поймете только потому, что знаете английский.

Да, Lua не самый популярный язык программирования, но он однозначно достоин внимания.

Схожие статьи

Хеш-таблица: определение и особенности в разных языках программирования
Другое

Хеш-таблица: определение и особенности в разных языках программирования

Преимущества системы CRM для бизнеса
Другое

Преимущества системы CRM для бизнеса

Что необходимо, чтобы стать востребованным программистом
Другое

Что необходимо, чтобы стать востребованным программистом

Все возможности Facebook для разработчиков
Другое

Все возможности Facebook для разработчиков