Дорожная карта стартапа — это стратегический план действий, по которому будет идти развитие проекта. Дорожная карта включает в себя основные этапы, которые должна пройти компания, чтобы ее развитие было динамичным и эффективным. Помимо этого, roadmap — это качественный инструмент для налаживания коммуникации с участниками стартапа, инвесторами или руководителями.
Первая дорожная карта стартапа была создана компанией Моторола в 1970-м году. С тех пор сам инструмент и его название тесно вошли в развитие молодого бизнеса.
Суть дорожной карты сводится к тому, что прописываются определенные этапы роста компании. Каждый этап — это всего лишь предположение результата, которого нужно достичь, чтобы перейти к следующему этапу. Если очередной этап пройден, то можно переходить к следующему. Если этап не пройден, значит, нужно изменить инструменты и подходы для его достижения.
Для чего нужна дорожная карта стартапу
Стартап — это свободная форма бизнеса, которая мало чем ограничивается. Поэтому тут увеличивается соблазн переключиться на что-то «другое» или просто поддаться влиянию каких-то факторов — в этом случае есть риск, что конечная цель не будет достигнута.
Дорожная карта — это «рамки», которые уберегают стартап от лишних движений в сторону. Она позволяет сосредотачиваться именно на процессе достижения поставленной задачи, при этом соблюдается баланс трудозатрат и финансов.
Применение дорожных карт помогает «пройти» оптимальный путь развития и становления в бизнесе, не тратя лишних средств и времени.
Функции дорожной карты
Дорожная карта стартапа и уже работающего бизнеса отличаются друг от друга, это видно по функциям, которые выполняет roadmap стартапа:
Стратегия. Дорожная карта стартапа — это стратегический документ, который предполагает, как должна двигаться молодая компания. Во многих ситуациях дорожная карта способна заменить подробный бизнес-план. Поэтому с подробной дорожной картой можно смело идти к инвестору. Roadmap — это «напоминалка», которая всегда напомнит, что нужно делать, если вдруг команда потеряет фокусировку. Это опорный пункт и точка отсчета работы команды в одном флаконе. Если у стартапа нет дорожной карты, то это будет означать, что молодая компания не имеет представления, куда она хочет двигаться.
Планирование. Дорожная карта — это четкое планирование, чтобы не отвлекаться ни на что иное. Каждый член команды знает, что ему надо делать, а значит, не будет тянуть проект «в сторону», а только туда, куда задумано. При этом дорожная карта позволяет быстро внести корректировки в план движения, если это необходимо.
Дорожная карта стартапа — это как навигатор при дальнем путешествии на машине. Начальную точку вы знаете, конечную точку — тоже. По какому маршруту вы поедете — точно неизвестно, потому что если вдруг по выстроенному навигатором маршруту будет ремонт дороги или авария, то вам придется немного свернуть с пути и построить новый маршрут до конечной точки, потому что пункт назначения не меняется. Если ехать без навигатора, даже примерно зная куда, то есть высокий риск заблудиться, ехать очень долго или попасть не туда.
Что должно быть в дорожной карте стартапа
Дорожная карта стартапа — это наличие общих деталей и инструментов достижения целей, но без конкретных шагов, поэтому дорожные карты очень гибкие и их всегда можно подкорректировать. При составлении дорожных карт нужно пройти следующие этапы:
Создать график. Очень важно зафиксировать сроки: когда и что должно быть сделано, чтобы становление компании не растянулось до невозможного. Планирование времени на этапы дорожной карты должно проводиться задолго до старта самой работы, чтобы у всех членов стартапа была возможность подготовиться и настроиться. Четкие сроки помогают улучшить организованность рабочей группы.
Провести исследование. Исследование рынка перед стартом никто не отменял. Поэтому перед написанием дорожной карты стартапа у вас уже должно сложиться общее понимание о продукте и рынке, где вы хотите себя презентовать. Поэтому нужно предварительно провести различные опросы, интервью, проверки, анализ и т. д.
Визуальное оформление. После всех исследований уже можно приступать к созданию дорожной карты стартапа, но при этом нужно правильно подобрать инструменты, чтобы вашу roadmap могли понять все: сотрудники, инвесторы, руководители, заказчики, сторонние специалисты и т. д. Поэтому только текстовое оформление неприемлемо. Дорожную карту нужно заполнить визуальным материалом: графиками, диаграммами, изображениями и т. д. Уже всем давно известно, что визуальный материал понимается легче и лучше, чем текстовый. Для визуализации дорожных карт в сети есть очень много платных и бесплатных сервисов.
Дорожная карта стартапа, реальный пример
Дорожная карта стартапа, реальный пример из жизни — приведем даже несколько примеров: от самых простых, выполненных в программе Trello, до более сложных, выложенных в открытом доступе на отдельных веб-страницах.
Пример дорожной карты стартапа:
Дорожная карта компании Combin.
Roadmap компании Slack.
Дорожная карта компании Buffer.
Роадмап компании Front.
Открытая дорожная карта сервиса GitHub.
Заключение
Дорожная карта стартапа — это не просто «план действий», а стратегический документ, который всегда направляет молодую компанию на нужный путь, чтобы она смогла достичь собственных поставленных целей. Это очень важный инструмент, которым не стоит пренебрегать.
Исследования в стартап-сфере показали, что из всех стартапов, которые достигли желаемого успеха, 78% использовали в своем развитии дорожную карту; и 89% из тех, кто потерпел неудачу, не использовали дорожную карту. Неправильно говорить, что дорожная карта стартапа гарантирует успех проекту. Однако это дополнительный инструмент, который держит рабочую команду в тонусе и помогает избежать расфокусировки.
Другое