Другое

Что такое ветвления в программировании, какие они бывают

Lorem ipsum dolor

Ветвление в программировании — это способ создания такой алгоритмической конструкции в программировании, в которой может происходить выбор между несколькими путями развития программы, но в конечном итоге получается один и тот же результат.

К примеру, задается какое-то условие в программе. Если оно истинно, тогда выполнение программы происходит по одному пути. Если условие ложно, тогда выполнение программы происходит по другому пути. При этом оба пути приводят к единому завершению программы.

Ветвление в программировании — это одна из трех базовых концепций, которые присутствуют практически в любой программе. К этим трем концепциям относят:

  • последовательность исполнения программ;

  • создание циклов;

  • ветвление в программе.

Принцип ветвления отражен на изображении:

 

Ветвление — что это такое?

По определению термина «ветвление» несложно догадаться, что ветвление в программировании достигается при помощи условных операторов, поэтому создание условных конструкций в программировании — это и есть ветвление.

Ветвление в программировании может быть двух основных типов:

  • с использованием условного оператора «if»;

  • с использованием условного оператора многозначного выбора «switch».

Ветвление в программировании с помощью оператора «if»

Условный оператор «if» помогает реализовать выполнение определенных команд в программе при соблюдении определенного условия. «If» переводится как «если», поэтому конструкцию с этим оператором можно прочитать так: «если это, тогда то». Такой оператор может организовать ветвление с одной и двумя ветвями.

Ветвление с одной ветвью при помощи оператора «if» происходит по такому шаблону:

if <описание условия> then <описание программных команд> end

При создании одной ветви в программе на истинность проверяется какое-то условие: если оно истинно, тогда выполняются все командные программы до оператора «end». Если условие ложное, тогда блок команд до оператора «end» не выполняется, а выполнение программы переходит на операторы, располагающиеся сразу после условной конструкции. В некоторых низкоуровневых языках такая конструкция является единственно возможной для создания ветвлений.

Когда нужно создать конструкцию с двумя ветвями, оператор «if» используется по такому шаблону:

if <описание условий> then <описание первого блока команд> else <описание второго блока команд> end

Здесь программа будет развиваться по следующему сценарию: задается условие — если оно истинно, тогда выполняется первый блок команд; если условие ложно, тогда выполняется второй блок команд. При этом неважно, какой блок команд выполняется, потому что программа оканчивается единым оператором «end», поэтому после исполнения любого из блоков команд программа продолжает выполняться операторами, указанными после условной конструкции. Кстати, блоков команд может быть больше двух.

Ветвление в программировании с помощью условного оператора с несколькими условиями также может происходить с помощью оператора «if». В этом случае шаблон конструкции будет следующим:

if <описание первого условия> then <первый блок команд>

elseif <описание второго условия> then <второй блок команд>

elseif <описание третьего условия> then <третий блок команд>

else <основные команды> end;

 

Таким образом можно проверять неограниченное количество условий в одной конструкции.

Ветвление в программировании с помощью операторов множественного выбора

Благодаря операторам множественного выбора в одной программе можно сформировать несколько ветвей. Такой оператор позволяет сформировать в конструкции несколько ветвей, соответствующих определенным значениям переменной. Потом можно запускать выполнение той или иной ветви, в зависимости от заданного значения. От логической конструкции с применением оператора «if» конструкция со «switch» отличается тем, что в качестве запуска той или иной ветви программы используется какое-то целое значение переменной, а не его логическое значение «истина или ложь».

Такая конструкция строится с применением операторов «switch» и «case» и строится по следующему шаблону:

switch (x)

{

case <значение>:

case <значение>: //блок команд

  break;

case <значение>: //блок команд

  break;

default:

   ;

}

 

Конструкция кажется сложной, но на самом деле все просто. Оператор «switch» содержит переменную-селектор «х». Ниже располагаются операторы «case» с блоками различных команд. Именно операторы «case» определяют ветви программы. Переменная-селектор проверяется на соответствие со значениями «case». Если переменная-селектор соответствует значению «case», тогда выполняется этот блок команд «case», а оператор «break» помогает завершить эту конструкцию и дальнейшую сверку переменной и значений «case». Если не соответствует, тогда проверяется соответствие значений в других блоках «case». Если нет совпадений ни с одним из описанных «case», тогда выполняется оператор «default» и выход из конструкции.

Заключение

Ветвление присутствует практически в каждой разрабатываемой программе на любом языке программирования. Ветвление — это не что иное, как варианты выполнения программы в условных конструкциях. А условные конструкции помогают проверять значение переменных на истинность, поэтому дают возможность направлять исполнение программы по нужному руслу.

Схожие статьи

MVC: что это такое, в чем отличия между фреймворком и архитектурой
Другое

MVC: что это такое, в чем отличия между фреймворком и архитектурой

Скраппер (scrape запросы): как обойти ограничение скачивание торрентов
Другое

Скраппер (scrape запросы): как обойти ограничение скачивание торрентов

Лучшие плагины для Atom, привносящие новые и полезные функции
Другое

Лучшие плагины для Atom, привносящие новые и полезные функции

Другое

Как выполнить обработку изображений в Матлаб, поиск края и области

×