Сетевой нейтралитет — это понятие, которое уже очень давно активно обсуждается в сети. В обиход его ввели еще в 2012 году в США, тогда же ему дали и точное определение. Но уже в 2015 году соблюдение сетевого нейтралитета упразднили, и с тех пор о его введении/исключении постоянно ведутся споры.
Сетевой нейтралитет — это свод правил, который регулирует отношение к сетевому трафику со стороны интернет-провайдеров. Он не подкреплен законодательно, а лишь негласной договоренностью между поставщиками интернета и владельцами интернет-ресурсов. Кем-то он неукоснительно соблюдался, а кем-то постоянно нарушался. За его соблюдение или несоблюдение невозможно было привлечь к ответственности, потому что он не регулировался никакими правовыми нормами. В общем, нужно разбираться, что несет в себе сетевой нейтралитет, чтобы сделать хоть какие-то выводы.
Что такое сетевой нейтралитет
Фактически сетевой нейтралитет — это договоренность между разными сторонами об обеспечении одинакового отношения ко всем участникам сетевого трафика, независимо от уровня и авторитета интернет-ресурсов и интернет-провайдеров. То есть чтобы интернет-провайдеры намеренно не замедляли трафик на определенные ресурсы, а другим, наоборот, ускоряли. Представьте, что ваш интернет-провайдер замедляет трафик во ВКонтакте и ускоряет его в Одноклассниках. ВК у вас на устройстве будет «тупить», а Одноклассники «летать», но вам как потребителю больше нужен ВК, чем Одноклассники. Но у интернет-провайдера свои взгляды на эти две соцсети, и он решил «помочь» Одноклассникам.
Ситуация, конечно, вымышленная, но вполне может быть. Чтобы этого не происходило, ввели понятие «сетевой нейтралитет», которому придерживается большинство поставщиков интернет-услуг. Однако и тут не все так просто. Потому что есть ресурсы, которые деструктивно воздействуют на общество, например, веб-ресурсы:
с запрещенными порнографическими материалами,
пропагандирующие и/или продающие наркотические средства или оружие;
с террористической и/или экстремистской тематикой;
с продажами нелицензионных товаров;
и т. д.
Как быть с такими веб-сайтами? Ограничивать ли трафик к ним или строго придерживаться сетевого нейтралитета и допускать, чтобы пользователи самостоятельно выбирали: посещать или не посещать такие сайты? Ситуация неоднозначная.
Большинство крупных IT-компаний поддерживают внедрение сетевого нейтралитета. В числе этих компаний находятся такие, как Facebook, Google, Amazon и многие международные общественные организации. Они выступают за то, чтобы интернет был свободен и одинаково доступен для всех, потому что именно так организуется принцип «свободы слова». Однако они же настаивают на том, чтобы контролировать контент на уровне каждого отдельно веб-ресурса. То есть Фейсбук отвечает за то, что публикуется в его соцсети, а Амазон отвечает за веб-ресурсы, расположенные на его серверах. При этом доступ и к Фейсбуку, и к веб-ресурсам на серверах Amazon должен быть везде одинаков.
Сетевой нейтралитет: что внутри?
Для простого пользователя сетевой нейтралитет выглядит так: он может к любому сайту из любой точки планеты получить доступ без всяких ограничений. По меньшей мере это удобно.
Если попытаться разобраться, то за термином «сетевой нейтралитет» прячутся принципы, которые регулируют работу только интернет-провайдеров, чтобы у них не было соблазна манипулировать скоростью доступа к отдельным веб-ресурсам. Например, кому-то «урезать» доступ, а кому-то «повысить», потому что последний, условно, заплатил, а первый — нет.
Сетевой нейтралитет в теории гарантирует, что не будет предпочтений и соблазнов в пользу каких-то отдельных веб-площадок, что для интернет-провайдера все будут равны. Такой подход позволит не навязывать точку зрения провайдера пользователям его услуг, а сохранит им свободу слова и свободу выбора.
Однако объем интернет-информации и потребителей интернета растет с каждым днем. Не все услуги одинаково востребованы в интернете, поэтому интернет-провайдерам уже приходится регулировать трафик в пользу тех или иных ресурсов. Например, в США около 25% всего интернет-трафика приходится на один онлайн-кинотеатр Netflix. Американцы любят смотреть фильмы именно там, поэтому интернет-провайдеры выделяют этому ресурсу приоритетный объем трафика, чтобы качественно предоставлять услугу своим пользователям. Если они не будут этого делать, то начнут терять клиентов.
Второй момент — это видеосвязь. Мир массово переходит в онлайн. Очень много работы делается онлайн и завязано на дистанционном управлении. Чтобы дистанционная связь была качественной, для видеосвязи приходится выделять отдельную полосу интернета, что фактически является нарушением сетевого нейтралитета.
Третий момент — новостные ресурсы. В пиковые часы, когда люди массово ищут и читают новости, таким ресурсам нужно предоставлять приоритет, иначе есть шанс положить всю интернет-сеть. По сути, это тоже является нарушением сетевого нейтралитета.
Получается, что сетевой нейтралитет — это очень тонкое соблюдение баланса трафика, чтобы вовремя уделять приоритетное внимание тем ресурсам, которые в этом нуждаются, но не нарушать нейтралитет в «мирное время».
Сетевой нейтралитет можно сравнить с автомобильным движением. Есть автомобильный поток, который движется с какой-то скоростью. Устраивает это автомобилистов или нет — быстрее не получится, потому что все так движутся. Если будут появляться «обочечники», то «сетевой нейтралитет» остановит их и заставит двигаться в общем потоке. Но если появляется «скорая помощь» с мигалкой, то автомобилисты обязаны расступиться, чтобы предоставить ей приоритет, потому что это действительно важно. Как только «скорая» проезжает, автомобили опять возвращаются в свой поток и движутся с прежней скоростью. Задача сетевого нейтралитета в этом случае будет заключаться в следующем:
вовремя предоставлять приоритет «скорой помощи»;
не пускать в обгон потока «обочечников»;
следить, чтобы с «мигалками» двигались только машины спецназначения и их не цепляли все подряд, требуя приоритета в движении.
Заключение
Сетевой нейтралитет намного сложнее, чем кажется изначально. Многие интернет-провайдеры придерживаются его принципов и соблюдают баланс, выделяя на короткое время приоритет определенным ресурсам. Его несоблюдение и полный отказ от его принципов может привести к печальной ситуации, когда крупные IT-компании смогут договориться за деньги с крупными интернет-провайдерами о предоставлении им приоритетного трафика. В таком случае все компании поменьше окажутся «за бортом» и будут довольствоваться остатками трафика. Это будет максимально нечестная конкуренция в интернете.
Другое