В последнее время в сети заметно увеличилось количество ресурсов без должного СЕО. Тут два варианта: либо на СЕО просто-напросто «забили», либо просто не знают, с чего начать и как все правильно организовать. С первым случаем мы помочь не можем, а вот для второго случая мы подготовили чек-лист для эффективного SEO.
Чек-лист для СЕО нужен для того, чтобы он всегда был перед вашими глазами и вы могли в любой момент посмотреть, что вы уже сделали, а что еще предстоит сделать, чтобы оптимизировать ваш сайт.
Нужен ли вообще SEO чек-лист
Не будем много разглагольствовать по поводу надобности СЕО. В последнее время в сети много информации, что СЕО-оптимизация уже не нужна и потеряла смысл. Но при этом в топах находятся те сайты, которые неплохо оптимизированы по СЕО.
Знаете, от чего взялось мнение о неэффективности СЕО? От того, что старые методы, по которым продвигались сайты лет 20 назад, уже не работают, а за некоторые так вообще сайты в бан отправляют. Старые «серые» и «черные» инструменты либо не работают, либо их применять опасно, а новые применять не хочется, так как они «долгие», сложные и т. д. — отсюда и рождается обманчивое: «СЕО не работает!».
Поэтому отбрасывайте эти байки в сторону, ловите эффективныйчек-лист для SEO и оптимизируйте ваш сайт, и тогда вы увидите, какой из этого будет эффект.
Кому точно нужен чек-лист для SEO:
СЕО-специалистам, которые хотят эффективно оптимизировать сайты своих клиентов и зарабатывать на этом деньги;
инди-владельцам сайтов, у которых есть собственный веб-ресурс и которые хотят его оптимизировать.
Чтобы вы сразу были готовы: SEO чек-лист состоит из нескольких разделов, в каждом из которых нужно будет проделать достаточное количество работы.
Чек-лист по СЕО оптимизации веб-сайта
Наш чек-лист по СЕО оптимизации мы разбили на несколько разделов для удобства поиска и анализа всех его пунктов. Большой роли не играет, с какого раздела вы начнете. Главное — это «пробежаться» по всем пунктам.
Техническая оптимизация сайта: чек-лист
Настройка https. Настройка такого защищенного соединения очень важна: Гугл с Яндексом хуже ранжируют сайты, если они на http. Важно, чтобы в работе https не было ошибок. При необходимости нужно будет настроить редирект с http на https.
Проверить WWW. Если ваш сайт использовал «WWW», важно, чтобы правильно была сделана «склейка» сайтов с WWW и без WWW.
Проверка зеркал. Если у сайта есть зеркала под другими доменами, то должна быть правильно настроена 301-переадресация на основной домен.
Наличие тестовых ресурсов. Если когда-то вы создавали/эксплуатировали тестовые страницы или поддомены основного сайта, то нужно проверить, закрыты ли они от индексации.
Отсутствие дублей. Проверить, чтобы не было технического дублирования главной страницы, например, одна страница с разными расширениями: «.php», «.html» «.htm» и др.
Проверить корректность пагинации, то есть чтобы тег «canonical» корректно функционировал.
Проверить на отсутствие дублирования страниц. Иногда бывает, что одна и та же страница доступна под несколькими адресами, например, один и тот же товар в разных категориях. Для таких дублей также должен быть настроен тег «canonical», то есть чтобы с дублей шла ссылка на основную страницу.
Проверить, открыты ли для индексирования файлы JS и CSS. Как правило, это проверяется в файле «robots.txt».
Проверить, открыты ли для индексации изображения и документы, если таковые есть на сайте. Открытыми должны быть изображения и документы всех доступных форматов. В качестве документов могут выступать, например, «вордовские» или «экселевские» файлы, которые вы предоставляете для скачивания.
Проверить, добавлен ли сайт в кабинеты вебмастера. Например, в Яндекс.Вебмастер, Google Search Console, Вебмастер Mail.ru, Бинг и т. д., по вашему усмотрению. Однако в инструменты Гугла и Яндекса обязательно нужно добавить ваш сайт.
Проверить на наличие счетчиков статистики. У каждого поисковика и не только есть собственные счетчики статистики. Иногда хватает Яндекс.Метрики и Гугл.Аналитики, но также можно установить счетчики и других ресурсов. Главное — проверить корректность установки счетчиков.
Настройка URL. Ссылки должны быть прописаны по стандартам ЧПУ. Если ссылки были изменены, тогда должна быть настроена переадресация со старых ссылок на новые. Также нужно, чтобы все ссылки были прописаны одинаково, например, в одном регистре и латинскими символами.
Отсутствие множественных редиректов. Например, не должно быть так, что с одной страницы идет переадресация на другую, а с той — еще на третью. Переадресация должна быть только с одной страницы на другую, и все.
Наличие страницы 404. Страница 404 — это страница, которая показывается пользователям в случае какой-либо ошибки на сайте. Она должна быть оформлена в одном стиле с вашим сайтом и желательно с какими-либо инструкциями о дальнейших действиях пользователя.
Проверить корректность файла «robots.txt». Главное, чтобы там не было заблокировано ничего лишнего. При необходимости откорректировать файл по вашим требованиям: например, если в индексе есть страницы, которых там быть не должно, то их нужно закрыть.
Проверить на наличие файла «sitemap.xml».Он должен правильно формироваться, чтобы повторять структуру сайта, также он должен периодически обновляться.
Проверить на наличие «хлебных крошек».
Проверить, как ваш сайт смотрится в различных браузерах, чтобы JS-скрипты везде функционировали корректно.
Проверить HTML сайта на валидность и в случае наличия ошибок устранить их.
Мобильное отображение и скорость работы сайта
Проконтролировать скорость загрузки вашего веб-ресурса. Причем проверять нужно и мобильную, и компьютерную версии. Если нужно, то доведите скорость загрузки до оптимальной.
Нужно проконтролировать, чтобы на сайте было настроено «сжатие» изображений, чтобы уменьшить их вес и увеличить скорость загрузки.
Проверить, чтобы сайт был оптимизирован под разные мобильные устройства. Как правило, о таких ошибках сообщает Яндекс.Вебмастер и Гугл Консоль.
Проверить на отсутствие проблем с внутренней перелинковкой страниц.
Проконтролировать корректность микроразметки для разных типов страниц: контакты, статьи, товары, личный кабинет и т. д.
Проверить, присутствует ли микроразметка OpenGraph.
Наличие санкций со стороны «поисковиков»
Нужно посмотреть наличие сообщений о санкциях в «Вебмастере» и «Консоли»; если сообщений нет, то санкций тоже нет.
Проверить сайт на наличие/отсутствие вирусов.
Промониторить внешние ссылки. Не должно быть внешних ссылок с сайтов низкого качества или распространяющих запрещенный контент. Помимо этого, не должно быть внешних ссылок на такие же ресурсы.
Проверить на наличие угроз санкций от поисковиков. Первой такой угрозой будет применение «черных» СЕО-методов для оптимизации ресурсов, тех самых, которые раньше приносили успех, а теперь под запретом: большое количество спама ключами, «накрутки» ссылочной массы и поведенческих факторов, «подмена» контента страниц и др.
Проверка структуры веб-ресурса
Наличие семантического ядра. Если ядра нет, то для продвигаемых страниц нужно его сделать.
Проверить структуру сайта. Она должна соответствовать семантическому ядру и быть максимально лояльной к пользователям.
Проверить наличие HTML-карты.
Проконтролировать наличие и корректность Title и Description для всех страниц. Не должно быть неуникальных Title и Description, также у них должна быть оптимальная длина.
Проверить на наличие единственного заголовка H1 для каждой страницы. Не должно быть 2 и более заголовков на одной странице.
Проконтролировать корректность структуры заголовков разных уровней (Н2-Н6).
Проверить на наличие у изображений alt-текста и title.
Проверить и откорректировать при необходимости теги «noindex», «nofollow», «canonical».
Проверить мета-теги «alternate» и «hreflang», если у вас сайт мультиязычный.
Качество контента и ключевые слова
Контент на сайте должен быть уникальным и проходить антиплагиат.
В текстах не должно быть избыточного спама ключевых слов.
Контент должен быть написан «человеческим», а не «сеошным» языком.
В текстовом контенте нужно применять и другие форматы контента, если это возможно: изображения, видео, таблицы и т. д.
Пустые страницы должны отсутствовать.
Если у вас интернет магазин, то страницы с товаром должны быть оформлены правильно — с описанием и ценами.
На сайте должны присутствовать страницы для «сервиса», если бизнес-логика веб-ресурса это позволяет. Это страницы: «О нас», «Контакты», «Гарантии», «FAQ», «Отзывы» и т. д.
Наличие страницы «Политика конфиденциальности».
Текстовый контент должен быть легким и читабельным.
Проконтролировать Яндекс.Вебмастер на наличие сообщений о некачественных и исключенных страницах.
Локальность и региональность сайта
Проверяем правильную настройку региона работы сайта в инструментах вебмастера.
Добавить веб-ресурс в Яндекс.Справочник и Гугл Мой Бизнес.
Добавить сайт в тематические справочники и справочники организаций.
Проверить правильную настройку страницы «Контакты»: микроразметка, правильность контактов, адресов и т. д.
Удобство взаимодействия с сайтом
Проверить работоспособность всех форм и вывод сообщений об ошибках их заполнения.
Если позволяет бизнес-логика ресурса, то необходимо настроить чат с менеджерами, техподдержкой, консультантами и т. д.
Проверить на наличие ссылок на соцсети.
Проверить на наличие кнопок «Поделиться» под контентом сайта.
Создать или проверить почту на домене сайта.
Работа с ссылками
Перепроверить или сделать перелинковку контента на сайте.
Проконтролировать наличие рекомендательных блоков контента сайта.
Проверить, правильно ли работают «хлебные крошки».
Проконтролировать или создать «карту сайта» с ссылками на основные разделы веб-ресурса.
Перепроверить или создать качественный профиль внешних ссылок веб-ресурса.
Настроить регулярность постов в соцсетях вашего ресурса с ссылками на сам ресурс.
Проконтролировать наличие кнопки «Поделиться» на страницах сайта.
Договориться о гостевых статьях с других сайтов и на другие сайты.
Удобство пользования вашим веб-ресурсом
Проверить, насколько понятна и удобна навигация по сайту. Весь ли контент можно найти и что для этого нужно сделать?
Просмотреть «карту кликов», чтобы подкорректировать навигацию по вашему веб-ресурсу.
Проанализировать данные с Вебвизора в Яндекс.Вебмастере, чтобы найти моменты, затрудняющие пользование сайтом.
Просмотреть аналитику форм, чтобы увидеть возможные моменты для упрощения и оптимизации.
Добавить «Обратный звонок» или чат-бота для консультирования клиентов.
Проверить на наличие «быстрой прокрутки наверх».
Проконтролировать наличие или назойливость «pop-up» и/или «push».
Заключение
Вот такой небольшой чек-лист для SEO вашего сайта у нас получился. В общем, проверять и контролировать есть что. «Неужели это все проверять нужно «руками»?» — спросите вы. Есть специализированный софт и веб-ресурсы для подобной проверки, но, как правило, за пользование ими берется оплата, а их бесплатный функционал не покрывает весь чек-лист для СЕО. Вот несколько программ и ресурсов:
Screaming Frog SEO Spider;
Netpeak Spider;
SEO SpyGlass;
SimilarWeb;
Advego и/или text.ru для проверки контента;
и др.
Для тех кто занимается СЕО на профессиональной основе, имеет смысл приобрести платный функционал какой-либо программы или веб-ресурса (а может, и нескольких). А для единственного небольшого сайта можно воспользоваться бесплатной версией софта, плюс остальное «докрутить руками».
Web