«Плох тот солдат, который не желает стать генералом» — знакомо? Так и с сотрудниками: плох тот сотрудник, который не хочет стать управленцем. Поэтому вопрос: «Как стать управленцем с нуля, да еще и желательно самостоятельно?» на самом деле волнует многих. И неважно, в какой сфере вы работаете: в IT или не в IT, качества хорошего управленца будут одинаковы. Тонкости в управлении будут разными, так как разные сферы работы — это в первую очередь разные люди, но к вам как к управленцу требования будут одинаковые.
В этой статье мы разберем, каким должен быть человек, мечтающий стать управленцем с нуля.
Почему важно быть эффективным управленцем
Управленец — это менеджер, показывающий высокую эффективность в своей работе. В основном от его качеств будет зависеть, как будет протекать работа в коллективе и, соответственно, какие будут показатели качества самой компании. Поэтому важно быть эффективным.
Почему не «хорошим» или «плохим», а именно «эффективным»? Потому что понятие «хороший-плохой» очень субъективно. И там, где одному сотруднику хорошо, другому обязательно будет плохо. Но одно должно быть всегда — уважение к руководителю, возможно, даже небольшой «мандраж» перед ним.
Достигнуть таких показателей, когда вы будете эффективно управлять компанией/отделом/командой и при этом вас будут уважать, на самом деле не просто. Поэтому многие молодые управленцы не справляются с поставленными задачами и «тухнут». А на деле нужно было всего-то действовать правильно.
Нужно помнить, что любой коллектив, которым вы хотите управлять, — это в первую очередь люди, которых нужно настроить на «правильный лад». Поэтому управленец — это своего рода наладчик часовых механизмов, если сравнить коллектив с часовым механизмом, который должен работать слаженно, чтобы правильно показывать время.
Любой ли может стать управленцем с нуля и самостоятельно
Бытует устойчивое выражение: «Руководителями не становятся, руководителями рождаются». Возможно, это и так, если ребенок родился в семье потомственных руководителей и будущее его уже определено родителями. Но по факту происходит по-разному, эффективным руководителем может стать абсолютно любой человек:
любого возраста;
любого пола;
с любым уровнем образования.
Кто лучший управленец: мужчина или женщина
Это как выяснять, какой хлеб лучше: белый или черный. Эффективными управленцами являются и мужчины, и женщины, то же самое и с неэффективными. Женщины больше используют тактическое мышление, мужчины больше используют стратегическое мышление, плюс ко всему еще подключаются личные качества и навыки отдельного человека. Поэтому где-то преуспевают мужчины, где-то — женщины; все зависит от сферы работы коллектива.
Представители эффективных руководителей есть в обоих полах. Поэтому стремиться стать управленцем с нуля может каждый, а как это сделать — разберем чуть ниже.
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать эффективным управленцем с нуля самостоятельно
Чтобы оценить ваши реальные шансы стать эффективным управленцем, нужно обязательно обратить внимание на свои достоинства и недостатки. Люди не идеальны — это факт, но чтобы стать эффективным руководителем, нужно будет поработать над собственными недостатками.
Качества эффективного или идеального управленца:
сообразительность,
умение управлять собственным временем,
ответственность,
пунктуальность,
психологическая устойчивость,
человечность,
обязательность,
пунктуальность,
умение справляться с собственными страхами,
отсутствие страха перед рисками,
активность,
обучаемость,
отсутствие лени,
миролюбивость,
дружелюбность,
широкий кругозор,
образованность,
и др.
Перечислять можно много всего, суть — эффективный руководитель должен собрать в себе только самое лучшее.
Распространенные ошибки, которые делают управленца неэффективным
Управленцев много, но не все они одинаково эффективны. Обычно это происходит, потому что они допускают ряд распространенных ошибок:
Лень и нежелание трудиться. Многие управленцы считают, что раз они добрались до этого поста, то это «вершина горы» и тут можно больше ничего не делать, а просто наслаждаться положением. Иногда даже такие руководители перекладывают некоторые из своих обязанностей на собственных подчиненных. А это неправильно. В большинстве своем более высокий пост — это больше работы и ответственности.
Обесценивание работников. Часто руководители считают нужным не замечать собственных сотрудников и тем более не поощрять их за хорошую работу, хотя бы словесно.
Отсутствие умения организовывать рабочий процесс. Эффективный руководитель должен знать весь рабочий процесс «до молекул». Те управленцы, которые этого не знают, неспособны правильно организовать работу и распределить ответственность между сотрудниками.
Нет желания заниматься самообразованием. Великое заблуждение, что раз человек занял пост, то он знает все и не нужно развиваться. Технологии, как и жизнь, не стоят на месте в любой сфере. Поэтому руководитель всегда должен быть в тренде, чтобы успеть перенять лучшее, что дает прогресс, в его рабочий коллектив.
Присваивает чужие заслуги. Иногда недобросовестные руководители вместо того, чтобы премировать отличного сотрудника, присваивают его достижения себе. Ничего хорошего из этого не выходит.
Допущение хамства и неуважения. Неумение контролировать эмоции еще никого не красило, тем более руководителя, который должен пресекать все попытки хамства и неуважения в коллективе.
Не защищает сотрудников. Свой коллектив всегда нужно отстаивать, особенно перед вышестоящим начальством, это добавляет уважения управленцу. Ну а если руководитель свои собственные интересы ставит выше интересов коллектива — это еще ни разу не приводило к чему-то хорошему.
Естественно, что мы привели не все ошибки руководителей, этот список можно еще долго продолжать, особенно если разбирать какие-то конкретные рабочие моменты. В любом случае нужно помнить, что управленец руководит живыми людьми, которым нужно человеческое отношение.
Как стать управленцем с нуля самостоятельно
Проанализировав биографии и истории успешных руководителей, можно выделить несколько рекомендаций, к которым имеет смысл прислушаться тем, кто планирует стать управленцем с нуля самостоятельно.
Рекомендации:
Нужно вести себя корректно с первого рабочего дня.
Необходимо изучать коллектив, особенно если должность управленца не за горами.
Необходимо всегда быть честным и держать свое слово.
Нужно участвовать в производственном процессе, проявлять инициативу и давать ее проявлять другим.
Нужно напрочь избавиться от высокомерия, особенно если пост управленца недалеко. Нужно помнить, что в коллективе тоже люди более или менее успешные, чем вы.
Нельзя ругаться прилюдно с другими коллегами, а если вы уже в статусе управленца, то ни в коем случае нельзя ругать своих подчиненных при всех.
Нужно хвалить тех коллег, которые этого достойны и заслужили.
Никогда не нужно сидеть без работы. Если нет работы, спросите у вышестоящего руководителя либо придумайте себе занятие сами.
Научитесь контролировать свои эмоции.
Сравнивайте себя с лучшими и старайтесь быть еще лучше. А если вы уже управленец, то сравнивайте себя с худшим из сотрудников, потому что его неудача — это ваша вина.
Нужно уметь решать не только производственные дела, но и бытовые споры между коллегами.
Соблюдайте дисциплину и требуйте этого от других.
Развивайте доброжелательность, но при этом не нужно идти на поводу у коллег.
Не перекладывайте с себя ответственность, нужно постоянно доказывать собственную компетентность.
Развивайте трезвое мышление — впадение в крайности не уместно никогда.
Не лишним будет изучать психологию поведения людей.
Заключение
Как стать управленцем с нуля самостоятельно? Да очень просто, начните уже сегодня работу над собой и ставьте себе высокие цели. Эффективных работников видно издалека, и поэтому шансов, что вас сделают руководителем, больше.
А чтобы работа над собой не была скучной, нужно заниматься самообразованием и готовиться стать эффективным руководителем, для этого начните проходить курсы или хотя бы просто читайте профильные книги.
Другое