Умный поиск чаще используют для коммерческого сайта, который продает товары. Потому что это существенно облегчает поиск нужного товара для клиента.
Да и вообще для любого сайта, на котором больше 20 страниц, наличие поиска — это хороший тон. Потому что, даже если у вас простой блог со статьями, иногда найти нужную информацию проще через поиск, чем через меню, рубрики и категории.
И очень частая ошибка владельцев интернет-магазинов — они не внедряют поиск вообще, считая, что хватает лишь хорошо продуманной навигации. Не будьте такими. Ведь любой сайт вы создаете в первую очередь для других пользователей, а не для себя. А любая хорошо продуманная навигация — это лишь плод вашего ума, и она «хорошо продумана» лишь в вашей голове. А зачастую у простых посетителей вашего ресурса просто нет времени на поиск необходимого через навигацию. Соответственно, если пользователь не нашел то, что ему надо, — он просто уходит и переходит на другой сайт.
Что должен уметь умный поиск для сайта
Легче всего рассматривать, что должен уметь умный поиск для сайта, на примере интернет-магазина.
Для начала рассматриваем стандартную ситуацию. У вас есть свой интернет-магазин с электронными товарами. В результате проделанной вами работы или финансовых вложений в рекламу к вам на сайт заходит посетитель по запросу «купить смартфон». Пока все хорошо. Он находит у вас на сайте сотни предложений, но его интересуют лишь модели одной компании. Он находит на сайте поисковую строку, вводит там, как помнит: «Хуавэй», а результатом будет пустая страница с фразой: «Такой товар не найден». Клиент ушел, а вы деньги потратили, чтобы его привести к себе на сайт, и, получается,впустую. И вообще неважно, что на вашем сайте представлена широкая линейка моделей именно этой компании. Клиент не нашел — клиент ушел.
Ваш поиск отработал как-то не так, потому что он — не «умный» поиск товаров.
Умный поиск для сайта должен уметь:
Принимать слова с опечатками. Очень часто пользователи в сети пишут с ошибками и опечатками, иногда этого не замечая, а иногда не желая этого исправлять. Поэтому, чтобы не терять таких клиентов, умный поиск понимает опечатки, перестановки букв, удвоение или отсутствие букв, написание пары слов слитно и т. д.
Распознавать смысл русского языка. Согласитесь, что «чехол для смартфона», «чехлы для смартфонов», «чехол смартфон» — это выражения с одним смыслом, но с разным написанием. Умный поиск распознает склонение, род, падеж, число, в котором написан запрос.
Понимать раскладки клавиатур. Если пользователь забыл сменить язык при написании запроса — такой запрос все равно должен быть распознан и найден. Часто такую ситуацию можно наблюдать у поисковых гигантов — у Яндекса и Гугла.
Понимать транслитерацию. Хорошая часть пользователей не знают, как правильно пишется на английском название нужного товара. Поэтому если в запросе введен «Хуавэй», то обязательно должен быть найден «Huawei», а не что-то другое, тем более пустая страница.
Распознавать синонимы. Иногда трудно предугадать, по каким словам ваши клиенты будут искать товар. Ведь есть ряд синонимом, которые в принципе обозначают один и тот же товар. Смартфон, телефон, мобильный, сотовый, мобильник… Плазма, ЖК, ЛЭД, телевизор, ТВ…
Помогать вам как хозяину интернет-магазина. Если пользователи что-то не нашли на вашем сайте, то вы обязательно должны это увидеть, чтобы иметь возможность расширить ассортимент своего магазина.
Умный поиск для сайта чем-то напоминает работу привычных нам поисковых систем. Чаще всего его работа построена с использованием искусственного интеллекта, что приносит хорошие результаты. Система умного поиска на собственном сайте — это мини-версия системы поисковых гигантов. В ней также происходит:
анализ всего представленного сайта с целью выводить максимально релевантный результат запроса;
учет и анализ прошлого опыта остальных пользователей, уже нашедших нужный товар на вашем сайте;
внесение новых слов, по которым пользователь ищет необходимый товар, в собственную базу, тем самым обучаясь.
Как можно настроить умный поиск для сайта
Умный поиск для собственного сайта можно настроить двумя путями:
Собственноручно или при помощи сторонних программистов.
Воспользоваться уже готовыми модулями и решениями.
Если выбирать первый вариант, тогда нужно быть финансово обеспеченным, чтобы нанять специалиста. Если у вас довольно крупный ресурс, для которого создается умный поиск, то такого специалиста вообще, возможно, нужно будет взять в штат. Создание умного поиска — это довольно длительный процесс, требующий постоянного присутствия специалиста. Так как в основном такие технологии используют нейронные сети, а обучение сетей занимает немало времени. Плюс нужен будет постоянный анализ работы умного поиска и внесение корректировок.
Если вы решитесь самостоятельно внедрить умный поиск для своего сайта, то вам нужно будет найти в сети подходящую для вас инструкцию. Потому что моменты настройки умного поиска зависят от используемой CMS сайта, а если сайт без CMS — то от языка программирования, на котором написан.
Второй путь — это поиск уже готовых решений. Из самых популярных можно предложить:
Smart Search DAR;
Multisearch.io.
Все, что вам будет нужно, — это наладить интеграцию с сервисами по API, это можно сделать при помощи готовых плагинов. Далее происходит «синхронизация» с сервисами, изучается товар и контент сайта, который нужно будет индексировать через установленный поиск. Также чуть позже нужно будет разместить скрипт от сервиса на своем ресурсе и начать наслаждаться умным поиском на своем сайте.
Умный поиск для вашего сайта способен улучшить ваши показатели по продажам, поэтому не нужно откладывать его внедрение в долгий ящик.
Другое