Наставник — это человек, который может помочь вырасти в карьере, выстроить нормальные взаимоотношения с коллективом и получить удовлетворение от рабочего процесса.
В самом широком смысле, наставник — это опытный сотрудник рабочего коллектива организации, который помогает адаптироваться новым сотрудникам на работе в этой самой организации.
А наставничество — это деление опытом и знаниями одного человека с другим.
Кто это такой — «наставник», и зачем нужно наставничество?
Наставник — это опытный сотрудник, который готов делиться своим опытом с молодыми сотрудниками. Он часто:
выступает в качестве источника профессиональных знаний;
помогает адаптироваться к корпоративной культуре;
быстрее помогает внедриться в рабочий процесс компании.
Наставничество распространено повсеместно: начиная от небольших супермаркетов, где наставники помогают адаптироваться молодым продавцам, и до профессионального бизнеса, где более опытные бизнесмены выступают в роли наставников молодых предпринимателей.
Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному не наступать на «грабли», на которые наступал он сам. Это позволяет подопечному «проходить» профессиональный путь быстрее и с меньшим количеством критических ошибок.
Наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Его задача — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно. Чтобы подопечный смог своими усилиями достичь собственного успеха, а не при четких указаниях наставника.
По недавним исследованиям в сфере американского бизнеса, получается, что у 60% успешных американских стартапов были свои наставники. Чтобы понимать масштаб наставничества и его важность, можно привести в пример одну известную пару «наставник-подопечный» — Стив Джобс (основатель Apple) был наставником у Марка Цукерберга (основатель Facebook). И это не единичный пример.
Как стать наставником?
Наставничество не содержит каких-либо ограничений. Наставником может быть абсолютно любой человек, если у него есть профессиональный опыт в чем-либо и он хочет поделиться им с другими людьми. Как правило, наставничество проводится бесплатно и на добровольной основе. Если наставничество происходит в бизнесе, то платить или не платить какую-то долю из прибыли — по договоренности. В других сферах наставничество в основном происходит бескорыстно.
Наставник не уделяет своему подопечному 24 часа в сутки, чтобы отслеживать его успешность или неуспешность. Его цель — поддержать общее развитие подопечного, а не решать его конкретные проблемы. При этом наставник заменяет своему подопечному и коуча, и тренера, когда это необходимо.
Обязанности наставника и его подопечного
Наставничество в основном происходит на добровольной основе в результате договоренности двух людей. Однако наставничество несет в себе «джентльменский договор», что предполагает наличие определенных обязанностей у обеих сторон. Например, подопечный должен:
работать и прислушиваться к наставнику;
присутствовать на каждой согласованной встрече с наставником;
делиться своим прогрессом и результатом наставничества;
уделять время на собственное развитие;
объективно расценивать собственные силы;
уважать мнение и время наставника;
В свою очередь, наставник выделяет часть собственного свободного времени на встречи с подопечным и создает такую обстановку, чтобы подопечному было комфортно общаться и задавать сложные вопросы. При этом наставник должен давать обратную связь на возникающие проблемы и вопросы подопечного. То есть наставник:
делится своей экспертностью;
фокусируется на главных проблемах подопечного;
оказывает словесную поддержку;
всегда выслушивает;
дает рекомендации без четких шагов действий;
сохраняет, если необходимо, секреты подопечного;
и др.
Все, что описано выше, касается добровольного наставничества в различных сферах. Просто есть такой вид наставничества, как «формальное». Оно распространено в компаниях, и эта роль закрепляется за опытным сотрудником иногда без его согласия, а «в нагрузку». Цель у формального наставничества такая же — помочь освоиться новичку. Однако очень часто обязанности в таком наставничестве регламентируются внутренними документами компании. Поэтому говорить о каких-то «высоких» отношениях между наставником и подопечным бессмысленно.
Заключение
В большинстве случаев наставник — это более быстрый путь для достижения успеха. Не зря во многих сферах, когда вы стоите на старте длинного пути, рекомендуют найти себе наставника, чтобы этот путь был легче и эффективнее.
В наставничестве выигрывают оба: подопечный получает бесценный опыт, а наставник получает удовлетворение от оказанной помощи. Ведь всегда приятно осознавать, что есть кто-то, менее опытный, чем вы, но вы, в свою очередь, можете помочь этому человеку стать настоящим профессионалом.
Другое